Картонная модель ПТ-САУ СУ-100

Картонная модель ПТ-САУ СУ-100 — русская самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода 2-ой мировой войны, класса истребителей танков.

Материалы и инструмент:

  1. ножницы, ножик для бумаги, чертежная линейка;
  2. пинцет;
  3. кисточки для клея и краски;
  4. акварельные краски (либо карандаши), зубочистки;
  5. прозрачный акриловый клей («Момент» и т.п.);
  6. для распечатки модели матовая фотобумага плотностью 170-180 гр/м2; для маленьких деталей — 70-80 гр/м2.

Советы по сборке:

  1. до этого чем собрать деталь, ознакомьтесь с чертежами и аннотацией. Обусловьте пространство каждой детали и представьте для себя её сборку;
  2. отверстия в деталях делайте до этого, чем вырезать саму деталь;
  3. вырезайте лишь ту деталь (детали), которая нужна прямо на данный момент. Недоклеенные детали складывайте в коробку, а неиспользованные листы в закрытую папку (как вариант). Выбрасывая мусор опосля работы, пристально осматривайте бумажные обрезки;
  4. для наилучшего сгиба детали нужно под линейку провести по полосы сгиба, слегка нажимая, тупой стороной ножика либо зубочисткой так, чтоб не разрушить поверхность бумаги. Лучше это созодать с изнаночной стороны детали;
  5. смотрите за чистотой пальцев и непременно используйте салфетки для протирания рук, ведь в процессе работы руки могут замараться;
  6. цилиндрические детали перед склеиванием наматывайте на круглый предмет пригодного поперечника, это даст им форму;
  7. перед клейкой нужно закрасить торцы детали. Белоснежные полосы обреза портят вид модели. Для закраски торцов используйте акварельные либо гуашевые краски. Подобрав подходящий цвет, наносите их узким слоем, потом дайте краске время высохнуть. О фломастерах лучше запамятовать;
  8. не спешите со клейкой. Поначалу вырежьте деталь, закрасьте её с торца, дождитесь высыхания краски, соберите деталь. Пристройте её к тому месту, где она обязана быть, чтоб убедиться, что всё изготовлено верно. И лишь потом приклеивайте. Не забудьте отдать клею просохнуть.

Незначительно истории

Русская ПТ-САУ СУ-100

СУ-100 — русская самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода 2-ой мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе. Была сотворена на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 — начале 1944 года как предстоящее развитие САУ СУ-85 ввиду недостающих способностей крайней в борьбе с германскими тяжёлыми танками. Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 года и длился до начала 1948 года. Не считая того, в 1951—1956 годах её создание по русской лицензии производилось в Чехословакии. Всего в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) и Чехословакии было выпущено 4976 САУ этого типа.

1-ое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года, и в предстоящем СУ-100 использовались в ряде операций Величавой Российскей и Советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным. Опосля войны СУ-100 не один раз модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Русской армии. СУ-100 также поставлялись союзникам СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) и участвовали в ряде послевоенных локальных конфликтов, в том числе более интенсивно — в процессе арабо-израильских войн. К концу XX века СУ-100 была снята с вооружения в большинстве использовавших её государств, но, тем не наименее, в неких из их, по состоянию на 2007 год, всё ещё остаётся в строю.

Инженеры Уралмаша Л. И. Горлицкий, А. Л. Кизима, С. И. Самойлов; инженеры завода № 9 А. Н. Буланов, В. Н. Сидоренко и инженер-механик П. Ф. Самойлов за создание САУ в 1946 году были удостоены звания лауреата Сталинской премии первой степени.

Предпосылки к созданию

Первой САУ класса истребителей танков, запущенной в серийное создание в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), стала СУ-85. Она была сотворена на базе среднего танка Т-34 и штурмового орудия СУ-122 и запущена в создание в летнюю пору 1943 года. 85-мм пушка Д-5С позволяла СУ-85 отлично биться со средними танками противника на дистанциях наиболее километра, а на наименьших дистанциях и пробивать лобовую броню тяжёлых танков. Совместно с тем, уже 1-ые месяцы внедрения СУ-85 проявили, что мощность её орудия недостаточна для действенной борьбы с тяжёлыми танками противника, таковыми как «Пантера» и «Тигр», которые, владея преимуществом в огневой мощи и защите, также действенными прицельными системами, навязывали бой с далеких дистанций.

29 августа 1943 года было издано распоряжение ГКО о скорейшем разработке наиболее действенных противотанковых средств. В выполнение распоряжения в сентябре — октябре на Уралмашзаводе был, в числе ряда остальных САУ на базе Т-34, выполнен эскизный проект установки 122-мм пушки Д-25 в изменённом корпусе СУ-85. Предстоящая проработка проекта показала, что таковая переделка вызовет повышение массы САУ на 2,5 тонны, также понижение боекомплекта и скорострельности. В целом исследование представленных вариантов показало, что установка на САУ по типу СУ-85 122-мм пушки либо 152-мм гаубицы Д-15 вызовет перегрузку ходовой части и понижение подвижности машинки, потому принято решение было бросить эти орудия для вооружения тяжёлых танков и САУ. С иной стороны, энтузиазм вызвал проект увеличенной рубки с усиленным бронированием, применённый на СУ-Д-15.

Другим направлением, на которое возлагались надежды в тот период, стала разработка длинноствольных 85-мм орудий с большей исходной скоростью снаряда — «большенный мощности» по терминологии тех пор. Но хотя был сделан и испытан ряд таковых орудий, в том числе и САУ, работы в этом направлении окончились неудачей — новейшие орудия на стрельбах проявили совсем неудовлетворительную живучесть, часты были случаи разрыва ствола. Вприбавок, результаты обстрела трофейных германских танков выявили низкую эффективность скоростных, но лёгких 85-мм снарядов против установленной под оптимальными углами наклона брони высочайшей твёрдости, по сопоставлению с тяжёлыми снарядами бо?льших калибров. В конце концов, проработки демонстрировали, что вооружение из 85-мм пушки не употребляло вполне всех способностей САУ на шасси Т-34.

Создание макета

Проведённые сначала ноября 1943 года МВТУ, Уралмашзаводом и Техуправлением НКВ расчёты проявили, что более оптимальным являлся переход к 100—107-мм калибру. Так как выпуск 107-мм орудий, таковых как пушка М-60, был прекращён ещё в 1941 году, было принято решение создавать новое танковое и самоходное орудия на базе баллистики морской 100-мм пушки Б-34, о чём 11 ноября был издан соответственный приказ НКВ. Разработка проекта САУ с ним была осуществлена в конструкторском бюро Уралмашзавода по инициативе головного конструктора Л. И. Горлицкого. Основным инженером проекта был назначен Н. В. Курин. Эскизный проект САУ был передан НКТП и УСА 5 декабря 1943 года. По итогам его рассмотрения ГКО 27 декабря принял постановление № 4851 о вооружении тяжёлого танка ИС и средней САУ 100-мм орудием, обязывавшее ЦАКБ создать проект соответственного орудия для установки в СУ-85. НКТП же приказом № 765 от 28 декабря обязал Уралмашзавод:

— к 15 января 1944 года — окончить проектные работы по САУ на базе Т-34, вооружённой 100-мм пушкой конструкции ЦАКБ;

— к 20 февраля — сделать макет САУ и провести его заводские тесты с пушкой, которую был должен поставить завод № 92 к 25 января;

— к 25 февраля — передать макет на муниципальные тесты.

Но по исследовании присланных ЦАКБ чертежей разработанного ими орудия С-34, вначале предназначавшегося для вооружения тяжёлого танка ИС-2, на Уралмашзаводе сделали вывод, что из-за очень огромных размеров орудия по ширине размещение его в корпусе СУ-85 потребовало бы очень серьёзной переделки конструкции САУ, включавшей повышение ширины корпуса, изменение его формы и переход на торсионную подвеску. ЦАКБ настаивало на схожем варианте, не соглашаясь на внесение конфигураций в систему собственного орудия, но по расчётам Уралмашзавода, переделка САУ приводила бы к повышению её массы на 3,5—3,8 тонны по сопоставлению с СУ-85 и отодвижению сроков готовности по наименьшей мере на три месяца, что категорически не устраивало заказчика. В итоге, как и ранее в схожей ситуации, появившейся при проектировании СУ-85, Уралмашзавод связался с заводом № 9, в итоге совместной работы с конструкторами которого была сотворена 100-мм пушка Д-10С, подходившая для установки в корпус СУ-85 без внесения в крайний значимых конфигураций и при всем этом имевшая наименьшую массу, чем С-34. В связи с сиим в январе 1944 года Управлением самоходной артиллерии были выдвинуты уточнённые требования к проекту САУ, получившей к тому времени обозначение СУ-100, предусматривавшие вооружение пушкой Д-10С, повышение толщины лобового бронирования до 75 мм, применение новейших смотровых устройств Mk.IV (МК-IV) и командирской башенки, при сохранении массы САУ в границах 31 тонны.

Но к пушке Б-34, боеприпасы которой предполагалось употреблять, имелись лишь осколочно-фугасные и дистанционные осколочные снаряды, и, как выяснилось к тому времени, окончание разработки бронебойного снаряда к ней ожидалось не ранее второго полугодия 1944 года. Неминуемая задержка с готовностью САУ дозволила начальнику ЦАКБ В. Грабину настоять на разработке самоходной установки с пушкой С-34. В итоге последовавших переговоров НКТП 30 апреля издал приказ о изготовлении к 8 мая макета с сиим орудием, получившего обозначение СУ-100-2, и проведении его сравнительных испытаний вместе с СУ-100. При всем этом НКВ и ГАУ всё же сочли внесение глубочайших конфигураций в корпус СУ-85 неприемлемым и разрешили заводу произвести малые переделки орудия для способности его установки в имеющийся корпус САУ, хотя бы и с рядом изъянов. При всем этом внесение в систему С-34 всех конфигураций, нужных для его действенной установки в СУ-85, делало бы её практически схожей специально разработанной для данной для нас цели Д-10С.

Тем временем, макет с орудием Д-10С, получивший обозначение «Объект 138», был сделан Уралмашзаводом вместе с заводом № 50 в феврале 1944 года и удачно прошёл заводские тесты, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. Опосля этого макет 3 марта был выслан на муниципальные тесты на АНИОП, в процессе которых машинка прошла 864 км и сделала 1040 выстрелов. В итоге муниципальная комиссия признала её пригодной для принятия на вооружение опосля внесения в систему неких доработок, и 14 апреля Уралмашзаводу было дано распоряжение о начале незамедлительной подготовки к серийному производству новейшей САУ.

Макет СУ-100-2 был сделан заводом № 9 в апреле — мае 1944 года с внедрением орудия, снятого с опытнейшего танка ИС-5. Наряду с сиим завершён 2-ой макет СУ-100, построенный с учётом улучшений, рекомендованных комиссией. 24—28 июня он прошёл муниципальные тесты на АНИОПе. По итогам испытаний, в процессе которых САУ прошла 250 км и сделала 923 выстрела, муниципальная комиссия рекомендовала её для принятия на вооружение, отметив, что СУ-100 обеспечивает поражение танков «Пантера» и «Тигр» с дистанции 1500 м вне зависимости от точки попадания, но пробивает лишь бортовую броню САУ «Фердинанд», хотя и с дистанции до 2000 м. СУ-100-2 прибыла на АНИОП сначала июля и в том же объёме прошла муниципальные тесты, по итогам которых была признана худшей по сопоставлению с СУ-100 и не рекомендована к принятию на вооружение. СУ-100 же была принята на вооружение РККА приказом ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года.

Серийное создание

Пока на Уралмашзаводе разворачивалась подготовка к производству СУ-100, по предложению Л. И. Горлицкого был разработан проект переходной САУ СУ-85М, представлявшей собой корпус СУ-100 с вооружением из 85-мм пушки Д-5С-85, устанавливавшейся на СУ-85. Кроме модели орудия, СУ-85М различалась от СУ-100 только подобными СУ-85 поворотным механизмом, походным креплением и маской орудия, прицелом и боеукладкой на 60 85-мм выстрелов. СУ-85М позволяла ранее ввести улучшения СУ-100 — наиболее массивное лобовое бронирование и наилучшие приборы наблюдения — в серийном производстве, но главный предпосылкой возникновения данной для нас не запланированной ранее САУ стала небоеспособность в тот период 100-мм орудия, выпуск бронебойных снарядов Б-412Б к которому был освоен лишь в ноябре 1944 года. 1-ая СУ-85М была сделана в июле 1944 года, а в августе она вполне сменила СУ-85 на сборочных линиях Уралмашзавода. Выпуск СУ-85М длился до ноября такого же года, в течение трёх месяцев — наряду с СУ-100, небоеспособными в тот период из-за отсутствия бронебойных снарядов; всего было выпущено 315 САУ этого типа.

Серийное создание самой СУ-100 началось на Уралмашзаводе в сентябре 1944 года. 1-ые выпущенные машинки были схожи второму макету, и в предстоящем в процессе серийного производства в систему САУ вносились в главном технологические конфигурации. Так, была ликвидирована опора, соединявшая лобовые бронеплиты, а соединение фронтальных подкрылков с лобовым листом было переведено на метод «в четверть», а с кормовым листом броневой рубки — с «в шип» на «встык». Кроме этого, было усилено соединение рубки с корпусом, а ряд ответственных сварных швов был переведён на сварку аустенитными электродами.

Данные о объёмах и сроках выпуска СУ-100 несколько разнятся. Так, достоверно понятно, что выпуск СУ-100 на Уралмашзаводе вёлся по наименьшей мере до марта 1946 года, с темпом около 200 машин за месяц в военное время. Всего за этот период было выпущено 3037 машин. Омский завод № 174 в 1947 году выпустил 198 СУ-100, и ещё 6 — сначала 1948 года, суммарно выпустив 204 машинки. В западных источниках, основывавшихся на донесениях разведки США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), приводятся данные о выпуске СУ-100 в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) с 1948 по 1956 год с темпом около 1000 САУ в год, но русскими данными это не подтверждается, и, как отмечает Барятинский, могло явиться следствием принятия разведкой производившейся в тот период модернизации СУ-100 за выпуск новейших машин. Выпуск СУ-100 в послевоенное время был также возобновлён в Чехословакии, где в 1951—1956 годах по лицензии выпустили ещё 1420 САУ этого типа.

Предстоящее развитие

Невзирая на отрицательные результаты подготовительной проработки способности сотворения средней САУ со 122-мм пушкой, работы в этом направлении были продолжены. Одной из обстоятельств этого стала задержка с разработкой бронебойного снаряда к Д-10С, освоение в производстве которого ожидалось не ранее озари 1944 года, в то время как все нужные боеприпасы к 122-мм пушке Д-25 выполнялись ещё с 1930-х годов. В мае 1944 года на Уралмашзаводе был разработан проект САУ СУ-122П, опытнейший эталон которой был сделан к сентябрю такого же года. От серийной СУ-100 она различалась только установкой 122-мм пушки Д-25С с 26 выстрелами к ней. По результатам испытаний макета, СУ-122П была признана пригодной для принятия на вооружение, но в серийное создание поставлена так и не была. Предпосылки этого не указывались, но как показывает М. Барятинский, это могло явиться следствием того, что малочисленные достоинства СУ-122П в роли истребителя танков перевешивались её недочетами: хотя 122-мм пушка по сопоставлению со 100-мм имела несколько огромную фактическую бронепробиваемость по броне германской бронетехники, также различалась наиболее массивным осколочно-фугасным снарядом, САУ с ней различалась наименьшим боекомплектом и существенно снизившейся скорострельностью, а приросший вылет ствола создавал ещё огромные препядствия по сопоставлению с СУ-100; не считая этого, существовали опаски, что отдача 122-мм пушки может оказаться очень мощной для шасси Т-34-85. На этом, в связи с практическим исчерпанием способностей САУ на базе Т-34 с фронтальным расположением боевого отделения, развитие данной для нас полосы, идущей с СУ-122, закончилось. В последующих работах по средним САУ использовались уже поновой спроектированные базисные шасси, а внимание конструкторов перебежало к компоновке с кормовым расположением боевого отделения.